Про вальдорфскую школу[b][size=12]
[/b][/size]
Здравствуйте!
Поскольку мы с вами шьем вальдорфских кукол, мне подумалось, что, возможно кому – то будет интересно узнать не только о куклах, но и о вальдорфской школе, откуда, к нам и пришла идея такой куколки.
Решила написать о вальдорфской школе, т.к. мои дети учатся именно в ней. Моя дочь учится сейчас в восьмом классе, старший сын учится во втором. Я постараюсь рассказать, что же такое вальдорфская школа исходя из собственного опыта и опыта моих детей. Теорию и историю вальдорфской педагогики рассказывать не буду, так как не сильна в этом вопросе. Буду описывать опыт нашей семьи, с примерами из школьной практики, кое-где с моими комментариями. Напишу так, как сама понимаю, вижу и чувствую процесс обучения в нашей школе.
Итак, если вы когда-либо задавались целью найти информацию или отзывы о вальдорфской школе, то могу поспорить, что наверняка вы нашли очень противоречивые отзывы. Кто-то вальдорфскую школу очень хвалит, а кто-то ругает. Могу сказать, что я не являюсь фанатом вальдорфской школы, но я, безусловно, ее сторонник. Конечно, я буду рассказывать о хорошем и интересном, что есть в школе, но коснусь и ее «недостатков».
Особенности вальдорфской школы
В основе вальдорфской педагогике лежит гармоничное развитие ребенка. Развитие и укрепление целостности души, тела и ума. И это не пустые слова, или громкий лозунг. Это правда! В рассказе я постараюсь это показать.
Сначала, немного расскажу о системе уроков в вальдорфской школе. Она отличается от привычной, традиционной.
Система следующая:
Есть основной урок, называется – главный урок. Он длится с 9 до 10.30, т.е. полтора часа. Остальные уроки длятся в обычном режиме, 40 минут. В 1-2 классах к главному уроку относятся такие предметы, как: письмо, математика, живопись, рисование форм, в старших классах прибавляются другие предметы. И вот, эти основные предметы идут эпохами. Эпоха длится, примерно три недели. Например, идет эпоха математики, это значит, что в течении трех недель, каждый день, на главном уроке дети занимаются только математикой. При этом других основных предметов (письма, рисования форм…) у них нет. Следующие три недели идет другая эпоха, например, письма. Получается метод глубокого погружения в предмет. Помню, что, когда я с таким столкнулась впервые, то волновалась, а не будут ли, забывать дети, за эти три недели другие предметы? Сейчас точно знаю, нет, не забывают, все помнят, это такой ритм, очень даже гармонично выходит.
Главный урок, длится полтора часа, это вовсе не значит, что дети полтора часа сидят пришпиленные к партам. В главном уроке, есть разные составляющие части. Музыкальная: все дети начинают утро с игры на флейтах – это обязательно. Далее идет, я называю ее сидячей частью, где дети сидят за партами, слушают, работают с тетрадями, отвечают с места, рисуют, поют, играют сидя. И есть ритмическая часть, где дети изучают предмет в подвижной игре. Классные комнаты, в вальдорфской школе так устроены, что половина комнаты – это свободное пространство, в нем нет шкафов и парт, тут - то дети и играют. Игры тематические. Приведу один пример: эпоха математики, во время ритмической части дети встают в круг и учитель кидает мячик каждому ребенку с вопросом, ребенок с ответом кидает мяч обратно. Дети много двигаются на уроках, особенно в начальной школе. Очень важно, что в такой момент у ребенка работает не только голова, но и тело. Ум и тело объединены и работают синхронно, да еще все это подкрепляется эмоциями.
Кроме основных уроков, есть и сопутствующие, которые длятся 40 минут. К таким урокам относятся: иностранные языки (с первого класса английский, немецкий), рукоделие, эвритмия – это необычный предмет, двигательный. Когда необходимо через телесные движения передать слова и чувства. Например, телом рассказать стихотворение. У каждого звука, буквы, слова, есть свой жест, свое движение. Эвритмия это не танец, но и не простые движения. Сложно описать словами, лучше, конечно видеть. Это очень красиво выглядит. На этом уроке дети учатся выражать в движении свой внутренний мир, учатся быть плавными и пластичными. Моя дочь очень красиво двигается. Ее движения наполнены, они как будто объемны, и это результат уроков эвритмии.
В процессе взросления детей появляются новые предметы: природоведение, история, астрономия, алгебра, геометрия, физика и др…
Есть привычные для нас предметы, а есть очень необычные. Например, в 6-м классе есть предмет – жонглирование. Этот предмет идет отдельным уроком весь учебный год. Результат ошеломительный! К концу года моя дочь могла жонглировать: одним мячом, двумя, тремя. Одной рукой, двумя, через спину, через ногу. Могла жонглировать одна, вдвоем, втроем, впятером, мячами, кеглями, носовыми платочками…
В конце года у 6 класса было представление. Весь класс (15 человек) вышел не сцену и под музыку все дети стали жонглировать, одновременно, но каждый своим способом. Это было незабываемое зрелище! А представляете, как это полезно? Ведь при жонглировании развиваются такие психические процессы, как внимание, концентрация внимания, такие качества характера, как терпение, воля, а тело, конечно, учится точности и координации движений.
Есть еще необычный предмет, точнее два предмета. Это твердый труд и рукоделие. На рукоделие происходит работа с мягкими материалами – тканью, шерстью. Поскольку до 11 лет, у ребенка кости еще до конца не сформированы, считается, что он не готов работать с твердыми материалами, рука не готова, а так же это еще связано и с психической готовностью ребенка. Для работы с деревом, жестью, глиной, необходима не только твердость руки, но твердость характера и психики (воля, терпение).
Все предметы в школе, которые проходит ребенок, взаимосвязаны между собой. Например, в восьмом классе, на уроке рукоделия дети делают воздушного змея, этот змей связан с физикой, на уроках физики ученики проходят всевозможные физические законы и явления, которые позволяют этому змею летать. Таким образом, дети не просто услышали и выучили какую-либо информацию, они ее прожили на собственном опыте и будьте уверены, что они эту информацию уже не забудут. Изучили законы, сделали змея, проверили – запустили.
Такой принцип обучения в вальдорфской школе во всем.
Приведу для наглядности еще один пример. Во втором классе дети начинают писать письменными буквами. (В первом они в основном рисуют, что бы рука привыкла к определенным движениям). Второклашки идут к письму следующим образом (во время эпохи письменности): сначала детям делают дощечки залитые воском, и они пишут палочками на этих дощечках, потом они пишут на бересте чем-то острым, потом на бумаге гусиными перьями. Настоящими гусиными перьями! Когда такую письменность проходили дети в классе моей дочки, мои родители ездили специально на гусиную ферму за этими перьями. После перьев дети переходят к перьевой ручке, к той, что надо обмакивать в чернила, потом уже к более современной.
Ну как? Узнаёте историю становления письменности?
Конечно, дети все это проходят не за один день, а в течение, полугода или даже года, не помню, честно говоря.
Есть еще некоторые особенности вальдорфской школы, о них я считаю, стоит сказать. До 8 класса включительно, нет оценок. Да, да, вот нет оценок и все! Многие мои знакомые, узнав об этом, удивленно спрашивают «А как же ребенок узнает, хорошо он учится, или плохо?»
Для этого, оценки вовсе не нужны. Во-первых, оценка, это большой стресс, для человека вообще, а для ребенка особенно. С такой позицией спорить сложно думаю, вы согласитесь. В вальдорфской педагогике, да и не только, считается, что до 15 лет психика ребенка, еще не может адекватно (т.е. без стресса) реагировать на оценку. А дети, кстати говоря, и без оценок знают, хорошо, они выполнили задание, или не очень. Они же видят, есть ошибки или нет, красиво ли они написали, аккуратно ли… Дети видят как сделано у других, да еще и учитель может сказать, похвалить, или попросить переделать.
Кстати, об учителях. В вальдорфской школе один основной учитель до 8 класса включительно. Это значит, что основные предметы, которые идут во время главного урока, ведет один человек. Это и письмо, и математика, и история, и астрономия, и алгебра, и физика и многое другое.
Суть вот в чем: в традиционной школе, по каждому предмету есть отдельный учитель, таким образом, получается, что 1 человек (учитель) знает хорошо лишь один предмет, при этом от ученика требуется, что бы он знал хорошо множество предметов. И в голове у ребенка происходит несоответствие
1учитель - 1 предмет
1 ученик – много предметов
А в вальдорфской школе, учитель демонстрирует своим примером, «Смотри, я все это знаю и умею, значит, и ты сможешь». При этом, конечно, есть предметы, которые ведут отдельные учителя. Такие как, эвритмия, рукоделие, труд, физкультура, русский, литература, информатика и др. Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется отдельных предметов. Кстати говоря, выбирать для обучения отдельные предметы нельзя, это общее образование. Изучают все и все.
А вот с девятого класса, уже появляется классный руководитель, и по каждому предмету свой учитель, как и в традиционной школе.
О «минусах» вальдорфской школы
Частенько, мне знакомые задают вопрос, «в какой школе учится ваш ребенок?». Услышав ответ «в вальдорфской», начинают мне рассказывать, как это плохо или неправильно. Задумавшись, почему же люди говорят о вальдорфской школе так, я вывела несколько причин:
• Люди не знают. От кого-то что-то слышали и повторяют.
• Необычно, непривычно, не так как у всех. Это пугает, поэтому плохо.
• Чаще всего люди уходят из вальдорфской школы, из-за своих эмоций. Например, родитель не нашел общего языка с учителем. Родители и учитель не договорились – родители обижаются и как следствие – ребенок уходит из школы. Такая ситуация скорее педагогическое упущение родителей или учителя, а не вальдорфской педагогики в целом.
Есть еще одно «но» вальдорфской педагогики. Если ребенок «вписался » в систему вальдорфской школы, и если вдруг, по каким – то причинам родители захотят его перевести в другую школу, то это будет сложно. Поскольку система обучения другая, то есть разница в школьной программе обычной школы и вальдорфской. Особенно она разная в средней школе. Поэтому, когда ребенка переводят из вальдорфской школы в обычную, то ребенка, как правило, берут лишь на класс ниже. Из 6 класса, в 5. Почему? Такая система. Подача знаний разная. В традиционной школе в ребенка больше «запихивается» теоретических знаний, а в вальдорфской – упор на гармоничное развитие, теория обязательно подкрепляется собственным практическим опытом ребенка, а на это надо больше времени. Нельзя сказать, что ребенок из вальдорфской школы знает меньше, чем ребенок из традиционной школы, просто эти знания разные, из всевозможных сфер жизни. Возможно, что в 6 классе ребенок из вальдорфской школы будет хуже писать, чем ребенок из обычной школы, но зато он при этом знает и умеет столько всего, что другим и не снилось.
Например, ребенка в вальдорфской школе не обучают чтению специально. Сначала, ребенок изучает буквы и учится писать, а вот когда у него сформируется навык письма, ребенок автоматически начинает читать.
А к концу школы, к 10-11 классу знания абсолютно выравниваются, и ребята прекрасно сдают выпускные, и вступительные экзамены. Скорее даже, выпускники вальдорфской школы имеют гораздо больше прикладных знаний и всевозможных навыков. Это, как правило, очень творческие люди, очень открытые и смелые в своем самовыражении.
Но самое главное, в нашей школе, знаете что? То, что детям очень нравится учиться! Например, моя дочь (ей 14 лет, 8 класс) находясь летом на даче, не могла дождаться 1 сентября. Много ли вы знаете 14 летних подростков, которые хотят в школу?
А для моего сынишки (2 класс) самое большое наказание, это, если я его в школу не пущу. Один раз такое было. Он ужасно переживал. И в школу он каждое утро бегом бежит, и не потому, что опаздывает, а потому что очень хочется ему в школу.
И еще один важный момент! Я за своих детей совершенно спокойна. Не только за их физическую сохранность, но и за их психологическое здоровье. Я знаю точно, что их никто не обидит, не повысит голос, не оскорбит. К ним относятся, так как люди должны относиться, друг к другу, независимо от возраста.
С уважением, добром и вниманием!
Отредактировано Marianna (2009-11-11 01:28:03)